Немецкий чай на мировом рынке распространение получил не так давно и до сих пор сохранил за собой статус элитной, недешевой продукции. Ее исключительность, повлекшая за собой высокую цену, обусловлена несколькими факторами, главными из которых являются великолепные вкусоароматические характеристики и соответствие всем нормам международных стандартов. К производству чайных напитков немцы относятся с традиционной для своей нации скрупулезностью, что и обеспечивает превосходные показатели качества. К тому же, свой чай Германия в значительных количествах поставляет на экспорт, поэтому вынуждена априори ориентироваться на запросы искушенных европейских гурманов, которые уже давно определили для себя критерии премиум-категории. Себестоимость продукции складывается еще и из затрат на закупку хорошего сырья, ведь собственных чайных угодий государство не имеет и нуждается в сотрудничестве с поставщиками Цейлона, Индии, Китая и т. п. Впрочем, некоторые дальновидные немецкие компании покупают в этих странах плантации и получают возможность отслеживать и контролировать абсолютно все этапы изготовления, начиная от посадки чайных кустов. Но большинство производителей все же занимается непосредственно переработкой листового сырья и фасовкой. В стране работает много подобных предприятий, поэтому ассортимент немецкого чая довольно широк и включает в себя продукцию с классическим профилем, эксклюзивные сорта и бленды, черные, зеленые, белые, желтые разновидности и ароматизированные вариации.
В самой Германии чай по уровню употребления занимает скромное место среди других напитков. Немцы в первую очередь отдают предпочтение алкоголю — пиву и шнапсу, а на втором месте находится кофе. Чайная культура в стране в настоящее время несет в себе оттенок избранности, ведь почти до XX века ее адептами были преимущественно выходцы из привилегированной среды - аристократы, интеллигенция, богема. Хотя и в данной среде существовало разное отношение к напитку, например, знаменитый поэт Генрих Гейне был к нему равнодушен и не упускал случая это подчеркнуть, а создатель «Фауста» Гете наоборот был заядлым чаеманом и регулярно устраивал у себя дома вечеринки с дегустацией. В прошлом столетии чай в Германии наконец получил широкое распространение среди всех слоев населения, чему немало способствовало появление нового типа заведений — кафе, где устраивались так называемые чайные танцы (все движения под музыку нужно было совершать с чашечкой напитка в руках).
Сегодня немецкий чай пользуется особенной популярностью в восточной части страны — Фрейсланде. В данной области существуют самобытные традиции употребления напитка, которые немало удивляют туристов. Местные жители предпочитают чрезвычайно крепкую заварку, к которой добавляют много сливок и карамелизированный сахар. В остальной Германии чай чаще всего пьют на английский манер — с молоком и лимоном, а на праздники делают оригинальный пунш со специями, ромом или бренди. Преимущественно немцы выбирают элитные рассыпные сорта, которые приобретают в специализированных магазинах.