Российский кофе — напиток неоднозначный. Для многих из нас словосочетание «российский кофе» до сих пор является чем-то странным и даже абсурдным. И, надо сказать, совершенно напрасно, ведь бодрящий напиток в нашей стране употребляют не одно столетие.
История российского кофе
Как бы там ни было, во все века Россия считалась страной, где пьют чай. Этот напиток фигурирует во многих художественных произведениях и даже изображен на картинах. А вот с кофе не все так просто. Приучить россиян пить кофе пытался еще сам Петр I, который привез на родину первые образцы бодрящего напитка после поездки в Голландию. Очарованный вкусом и ароматом местного кофе, император решил приучить к кофе и своих подданных, однако это оказалось не так-то легко — русский народ никак не хотел принимать этот продукт, как и многие другие нововведения правителя. Распробовать кофе нашим соотечественникам удалось лишь в XIX веке — тогда бодрящий напиток не просто употребляли — он стал модным. В Петербурге и других крупных городах стали открываться кофейни, где представители знати потягивали ароматный напиток за задушевными разговорами. В глубинке кофе по-прежнему оставался загадочной столичной диковинкой, и относились к нему с недоверием.
Настоящий кофейный «бум» постиг Россию только в XX веке, в то время как большинство стран уже давно перестали считать этот продукт чем-то из ряда вон выходящим. Впрочем, на протяжение первой половины прошлого столетия позволить себе пить кофе могли немногие, поскольку очень долго он был дефицитным товаром. Стать доступным для всех кофе смог только около тридцати лет назад, когда на прилавках многих магазинов начали появляться различные образцы бодрящего напитка.
Поначалу люди отдавали предпочтение недорогому растворимому кофе (особой популярностью он пользовался в первое десятилетие после перестройки), и лишь недавно российский кофе стал продуктом, о котором можно говорить с гордостью: в последние годы все больше производителей выпускают качественные образцы зернового и молотого кофе. Сейчас потребление растворимого и более ценных кофейных разновидностей стоит на одном уровне. И если в 80-е годы растворимый кофе был лидером продаж, то сейчас ситуация изменилась в пользу натурального кофе в зернах (теперь соотношение растворимого и зернового кофе в рейтинге предпочтений россиян — где-то 50 на 50). Кроме того, во многих городах сейчас есть всевозможные кофейни, где гурманы могут отведать самые разные образцы бодрящего напитка, встретиться с друзьями и отдохнуть от тревог дня, ну, или просто побыть наедине с любимым напитком и подумать о чем-то своем. Как-никак, каждый понимает отдых по-своему.
Посещение кофеен стало очень модным, но разве это плохо? С каждым годом заведений, где можно пообщаться за чашечкой ароматного кофе, становится все больше, да и разновидностей напитков в них прибавляется на радость нам, кофеманам.
Современность российского кофе
Как известно, в России нет кофейных плантаций (за исключением небольшого количества экспериментальных кофейных посадок), но несмотря на это, кофейная промышленность активно развивается. Основными поставщиками зерен для российского кофе являются Вьетнам, Бразилия и Индонезия, причем в нашу страну главным образом импортируются плоды робусты, в то время как доля ввозимой арабики невелика. Однако если всего десять лет назад кофейное сырье поставлялось только из стран дальнего зарубежья, то сейчас кофе начали выращивать на территории России. И хотя доля экспорта российского кофейного сырья меркнет по сравнению с внушительными объемами ввозимых зерен, появление в России кофейных посадок можно назвать настоящим прорывом в кофейной промышленности. И надо сказать, количество выращиваемого на территории России кофе постоянно растет, так что, возможно, когда-нибудь нашей стране не придется закупать кофейные плоды у других государств.
В настоящее время на отечественном кофейном рынке представлено огромное количество производителей кофе, причем большинство из них сосредоточено на изготовлении продукции высокого качества. Главным образом это связано с тем, что российский потребитель стал более требовательным к продуктам питания. Конечно, существует и определенный процент недобросовестных производителей, но даже по сравнению с прошлым годом их доля на российском рынке кофе ничтожно мала.
Будем надеяться, что российский рынок кофе и дальше будет развиваться, и, возможно, когда-нибудь о российском кофе узнают во всем мире. И этот прогноз вполне может осуществиться, ведь, согласно мнению экспертов, к 2014 году количество кофеманов в нашей стране составит 96.7 млн. Того и гляди, скоро по популярности бодрящий напиток догонит и даже перегонит всеми любимый чай. И, видимо, эти времена не за горами!